Сталь, стены, дороги: 6 вещей и технологий, которые лучше удавались нашим предкам


сталь, стены, дороги


Несмотря на современные темпы научно-технической революции, наши далёкие предки также владели немалым числом технологий, значительно упрощавших их жизнь. Более того, древние люди нередко обладали настолько уникальными знаниями в различных областях, что их до сих пор не удаётся воспроизвести при помощи достижений современной науки. Вашему вниманию «шестёрка» вещей и технологий, которые лучше удавались нашим предкам.

1. Гидротехнологии


сталь, стены, дороги

Древняя ирригация оказалась эффективнее современной. /Фото: nplus1.ru


На протяжении всей истории человечества остро стояла проблема снабжения водой, и в древние времена людям удалось решить эту задачу. Причём некоторые технологии настолько совершенны, что к ним возвращаются даже сегодня, когда современные наработки оказались бесполезными. Именно так произошло в Перу, где много лет наблюдался тяжёлый кризис водоснабжения. Традиционными современными способами решить проблемы не удавалось, и тогда компания по водоснабжению Sedapal сделала неожиданное предложение, которое заключалось в возрождении древней сети каменных каналов, созданной представителями культуры уари примерно в 500 г. н. э.

сталь, стены, дороги

Полторы тысячи лет назад в Перу придумали идеальную систему водоснабжения. /Фото: nplus1.ru


Уари удалось спроектировать и воплотить в жизнь фактически совершенную систему накопления воды под названием Амуны, или «amunas». Работала она следующим образом: каналы были построены таким образом, чтобы поглощать горную воду, которая собирается во время сезона дождей - по ним вода перемещалась и наполняла водоёмы у подножия горы. Такая система не только пополняла запасы необходимой жидкости, но и поддерживать уровень местных рек на протяжении сухого сезона.


2. Дамасская сталь


сталь, стены, дороги

Технология производства стали, аналогов которой так и не появилось. /Фото: lastday.club


Одной из самых развитых форм деятельности, где технологии были едва ли не совершенными ещё в древние времена была военная сфера. Ярким примером такого уникального знания, которым обладали наши предки - это изготовление дамасской стали. Её износостойкость и качество на протяжении сотен лет остаётся очень высоким, а ведь древние люди изобрели её более двух тысяч лет назад: по данным редакции Novate.ru, впервые о данной технологии было упомянуто примерно в 300 г. до н. э., а массовое освоение ей на Ближнем Востоке пришлось на 1100—1700 гг.

сталь, стены, дороги

Дамасск остаётся уникальной технологией стали. /Фото: lastday.club


Самое поразительное в том, что технологию изготовления дамасской стали столетиями не могли разгадать, и это при том, что рецептур их насчитывается немалое количество: так, существует «дикий», штемпельный, турецкий, мозаичный, и комбинированный дамасск. Только недавно учёным удалось примерно разгадать способ производства этого прочнейшего оружейного материала - ранее было известно только то, что производили её из особого сырья — стали Вутца, которая импортировалась из Азии. Однако на сегодняшний день современной технологии, которая бы превосходила дамасскую сталь, по сути, нет.

3. Бетон


сталь, стены, дороги

Стоят же античные бетонные здания тысячи лет и не рушатся. /Фото: wikiрedia.org


Пожалуй, над этим вопросом задумывались многие: раньше бетон изготовляли куда более долговечным, чем сейчас. Ведь старые дома стоят веками, а средняя продолжительность жизни современных бетонных конструкций составляет примерно столетие. Но признанными рекордсменами оказываются древнеримские строители - их бетонные сооружения стоят более двух тысяч лет продолжают сохранять целостность.

сталь, стены, дороги

Долговечность римского бетона поражает современных технологов. /Фото: enki.ua


Для того, чтобы разгадать секрет долговечности древнеримского бетона, достаточно углубиться в технологию его изготовления: известно, что тогдашние мастера добывали его путём смешивания извести, вулканической породы и морской воды. В результате первые два компонента вступали в химическую реакцию между собой и скрепляли смесь в идеальную кристаллическую структуру тоберморита, которая и обеспечивала её высокий уровень прочности. Кроме того, древнеримский бетон отличался ещё и экологичностью: если современная технология предполагает выброс в атмосферу значительной дозы углерода, то в древние времена этот процент был намного меньше.


4. Строительство дорог


сталь, стены, дороги

Королевская дорога инков. /Фото: tourpedia.ru


Казалось бы, современные технологии строительства дорог очень достойные и качественные, ведь автобаны и магистрали строятся по всему миру. Вот только их частенько приходится ремонтировать буквально через несколько лет, а вот ряд древних сохранившихся дорог, могут дать приличную фору нынешним, ведь стоят уже много столетий. Например, таковой можно считать Кхапак-Ньан, которая является главной андской магистралью. Данная сеть дорог была длиной более 30 тысяч километров была построена ещё инками, а служит до сих пор.

сталь, стены, дороги

Легендарные в своей долговечности римские дороги. /Фото: ice-nut.ru


Ещё одними знаменитыми строителями дорог, детища которых стали по-настоящему легендарными, оказались древние римляне. Они были полноценными экспертами в этом деле. По информации редакции Novate.ru, общая длина древнеримских магистралей составляет примерно 4,4 миллиона квадратных километров. Дороги создавали многослойными, а материалами для них выступл гравий, грязь, и даже кирпичи из гранита и затвердевшей лавы. Казалось бы, не самое прочное сырье, а ряд этих античных путей успешно эксплуатируется и сегодня.

5. Резка камня


сталь, стены, дороги

Уникальная способность древних управляться с мегалитами. /Фото: stoneweb.cz


Одной из настоящих загадок древних цивилизаций, которые не поддаются объяснению исследователей, это их способность настолько мастерски резать огромные камни. Более того, настолько филигранная обработка фактически не под силу даже современным специалистам при всех их технологиях. Ярким примером такой уникальной практики является археологический памятник, расположенный в боливийском городе Пума Пунку.

сталь, стены, дороги

Трудно поверить, что такие ровные камни делали древние цивилизации. /Фото: travelask.ru


Этому мегалитическому объекту, по оценке исследователей, примерно 15 тысяч лет. Уникальность каменной кладки там состоит в том, что камни нарезаны будто точнейшим алмазным инструментом, ведь грани блоков отличаются удивительно прямыми линиями, которые ещё и идеально подогнаны друг к другу. Кроме того, археологи не обнаружили на камне следов ручной обработки, и это при том, что масса одного блока составляет около 800 тонн. Технология настолько поразительная, что современные специалисты, неоднократно попытавшись воссоздать эту кладки, так и не смогли достичь такого же эффекта.


6. Кладка стен


сталь, стены, дороги

Десятки столетий стоит Великая китайская стена. /Фото: puteshestvovat.com


Необходимость обороняться от междоусобных войн значительно усовершенствовала навыки древних в строительстве стен. Так, самым известным детищем архитекторов прошлого, который демонстрирует их мастерство в этом деле, является Великая Китайская стена. Однако вершиной овладения технологий строительства стен можно увидеть на территории проживания цивилизации инков в Мачу-Пикчу и Саксайуамане в Перу.

1125241_stal_steny_dorogi_13.jpg

Кладка инков отличается уникальной прочностью. /Фото: factroom.ru


Чаще всего инки применяли технологию каменной стены сухой кладки, которая представляет собой стык в стык уложенные блоки. Но для этого их нужно было тщательно вырезать, а затем плотно подогнать их друг к другу без раствора. Причём стык был настолько совершенный, что между блоками не удастся вставить даже лист бумаги. Более того, учёные так и не смогли воспроизвести уникальный способ, которые не только позволяет создать столь монолитную стену, но и при правильном направлении усилить её сейсмостойкость.


Источник информации: https://novate.ru
Размещено: 04 марта
Просмотров: 489